Слайд-шоу

Если ребенок не хочет читать…

       

     


(044) 599-699-6
(044) 587-750-5
(050) 312-580-9

Мы в соцсетях  

LESIKAURA2009@GMAIL.COM

 

 

Методика скорочтения и развития памяти

Советы неравнодушным родителям

«Глагол читать не терпит повелительного наклонения»
Даниэль Пеннак

Как научить малыша любить книгиПроблемы с чтением знакомы родителям многих школьников: ребенок или плохо читает, или не любит читать.

Затруднения при чтении некоторые учащиеся испытывают не только в начальной школе, но и  в дальнейшей своей школьной жизни. Просто со временем они не так бросаются в глаза. Ведь в средней школе уже не читают вслух на уроках и нет проверок техники чтения. Но проблема остается, а количество  учебных  текстов в каждом следующем классе все возрастает.

Эксперименты, проводимые в последнее время, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных  уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

С какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?

«Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: "Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадр– опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.

Чтение вслух, как и чтение про себя, должно войти в ежедневную привычку ребёнка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения,  необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение.

Хорошо, когда родители проявляют живой, ярко выраженный интерес к содержанию рассказа. Очень важно во время чтения быть предельно сдержанными, терпеливыми, снисходительными и доброжелательными к ребёнку.

РЕКОМЕНДАЦИИ Как научить малыша (дошкольника) любить книги:

  1. Читайте сами. Даже, если дома у вас множество книг, любовь к ним у вашего ребенка  может и не возникнуть автоматически.  Ребёнок, видя книги в руках у родителей, сделает вывод, что это интересно.
  2. Пусть в доме будет много разных книг.
  3. Детские книги должны лежать там, откуда малыш сможет сам их достать.
  4. Читайте вслух! Артистично и увлеченно! У ребёнка останется особо яркое впечатление, если родители будут читать по ролям, звенеть колокольчиком, когда прилетит фея, и т. д.
  5. Делайте рекламу своим любимым детским книгам, отыщите их, цитируйте забавные строчки, рассказывайте о любимых героях.
  6. Берите ребенка с собой в библиотеку. В походах по магазинам не забывайте зайти с ним и в книжный. Предоставляйте ему возможность и самому выбрать себе покупку.

Когда ребёнок уже умеет читать сам:

  1. Конечно, вы когда-то читали своему малышу вслух перед сном. Но это не меньше нужно и вашему школьнику, даже «великовозрастному». Начните читать ему вслух, но на самом интересном месте вспомните о срочном деле, и предложите ребёнку дочитать самому.
  2. Подбирайте книги, чтобы они были интересными, нескучными, несложными, красочными. Вернитесь с ребенком к чтению книг, в которых больше места занимают картинки, чем текст.
  3. Техника чтения формируется только практикой! Если ребёнку не хочется читать, договоритесь:  например, 3 страницы  он читает сам, а потом вы читаете ему вслух. Сначала ваши куски текста будут большими, а у него из нескольких  строк. Можно читать по ролям.
  4. Попробуйте найти аудиозаписи детских книг . Слушая запись и одновременно следя по тексту, ребенок будет тренировать способность к беглому чтению. Не найдете записей – начитайте несколько страниц сами.
  5. Не ставьте в пример других ребят, не ругайте ребёнка. Делайте акцент на успешности ребёнка!
  6. Устройте «праздник прочитанной книги». Выпустите по такому случаю вместе с ребенком стенгазету, смастерите фигурки персонажей  или какие-нибудь поделки, приготовьте любимое блюдо главного героя книги…Главное: пробудить интерес и любовь к чтению!

<< Назад